Золотые правила покупки автомобиля в автосалоне

Роспотребнадзор 10.12.2019

В Консультационный пункт отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей неоднократно обращались за юридической помощью потребители (покупатели), которые при покупке автомобиля были введены в заблуждение «ловкими» действиями продавцов автосалонов, в результате чего они приобретали свои автомобили на абсолютно не выгодных для них условиях. В связи с участившимися случаями обмана потребителей при покупке автомобилей в автосалонах специалисты консультационного пункта разъясняют следующее.


Покупка нового автомобиля, как в прочем и бывшего в употреблении - это очень серьезный шаг в жизни любого автомобилиста, а вопрос правильного оформления документов при его покупке в некоторых случаях стоит важнее самого автомобиля. Данное утверждение уже не раз находило свое подтверждение на практике, так как потребители, зачастую очень сильно сожалели о покупке долгожданного автомобиля, который они приобрели существенно дороже его рыночной стоимости. Не знание основных правил при заключении договора купли-продажи транспортного средства (далее – ТС, автомобиль, авто) приводит потребителей к приобретению автомобилей на абсолютно не выгодных условиях. Поэтому данная статья призвана разъяснить потребителям особенности и основные правила при покупке автомобиля в автосалонах.

 

Особенности покупки нового автомобиля в автосалоне

Перед покупкой автомобиля в автосалоне в первую очередь необходимо выбрать конкретную модель автомобиля, который Вы в дальнейшем планируете приобрести. Далее необходимо определиться с подходящей Вам комплектацией и ознакомиться с отзывами владельцев данного авто в интернете. Эти предварительные шаги позволят Вам узнать реальную (рыночную) стоимость выбранного автомобиля, его основные плюсы и минусы, тем самым вы обезопасите себя от спонтанной покупки, которая может сильно Вас разочаровать.

Следующим шагом будет выбор одного или нескольких автосалонов, которые Вы планируете посетить с целью приобретения авто. Почти у каждого автосалона имеется свой сайт, на котором Вы можете ознакомиться с описанием интересующего Вас автомобиля, выбрать необходимую вам комплектации ТС и узнать его стоимость. Таким образом, Вы сможете собрать необходимую информацию об автомобиле, поскольку продавец, обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре обеспечивающую возможность их правильного выбора. Кроме того, на сайте автосалона должна быть представлена информация о юридическом наименовании организации, его юридический и фактический адрес, а также график работы автосалона (ст. 10 Закона о защите прав потребителей).

Когда Вы определились и выбрали для посещения несколько автосалонов с самыми заманчивыми предложениями, рекомендуем посмотреть отзывы об этих автосалонах в интернете. Кроме того, Вы сможете получить дополнительную информацию об автосалонах на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/index.html). На сайте налоговой службы Вы сможете узнать, является ли выбранный автосалон действующим или он официально прекратил свою предпринимательскую деятельность. Рекомендуем выбирать автосалоны, которые являются официальными дилерами, не имеют плохих отзывов и как минимум несколько лет занимаются данной предпринимательской деятельностью. В противном случае, есть высокая вероятность «нарваться» на недобросовестные автосалоны, которые обманывают покупателей. Цель таких автосалонов получить максимальную прибыль за короткий период времени и прекратить свою предпринимательскую деятельность до поступления претензий со стороны потребителей.

 

Во время посещения автосалонов, когда Вы определились с конкретным автомобилем, обязательно сфотографируйте VIN код автомобиля, данный индивидуальный номер Вам понадобится в момент оформления документов. Очень часто автосалоны демонстрируют автомобиль с более дорогой комплектацией, а в документах указывают другой автомобиль этой же марки и модели, но уже базовой комплектации. В результате потребитель из-за своей невнимательности приобретает автомобиль стандартной (базовой) комплектации, как автомобиль с более дорогой (максимальной) комплектацией. Чтобы избежать данной ситуации, нужно спокойно и внимательно прочитать договор купли-продажи ТС, не позволяя продавцу Вас торопить или отвлекать. Перед подписанием договора купли-продажи рекомендуем обязательно сверить VIN код указанный в договоре, в паспорте ТС, а также проверить информацию о комплектации ТС. Необходимо помнить, что условия договора должны отвечать в первую очередь Вашим интересам, поэтому если какие-либо из условий Вас не устраивают, рекомендуем отложить покупку автомобиля у этого продавца.

Если в автосалоне Вам предложили установить дополнительное бесплатное оборудование (сигнализацию, автомагнитолу, защиту двигателя и т.п.) рекомендуем присутствовать лично при установке данного оборудования или попросить сделать это Вашему доверенному лицу. Если продавец-консультант предлагает для установки доп. оборудования оставить автомобиль на ночь в ремонтной зоне автосалона, то не стоит соглашаться и лучше договориться на установку в другой день. Дело в том, что были случаи, когда под предлогом установки доп. оборудования недобросовестный продавец обменивал оригинальные детали автомобиля на дешевые низкокачественные аналоги. В результате, после подписания акта приемки-передачи ТС, доказать факт замены деталей и (или) оборудования будет очень тяжело, а в некоторых случаях даже невозможно.  

 

Особенности приобретения подержанного автомобиля в автосалоне

Оформлять приобретение подержанного автомобиля в автосалоне следует только по договору купли-продажи. При этом рекомендуем приобретать автомобиль у собственника ТС, автосалон может выступать в качестве продавца как собственник ТС, либо при наличии генеральной нотариально заверенной доверенности, в противном случае такой договор будет противоречить действующему законодательству и подлежит признанию недействительным.

До оформления договора купли-продажи ТС рекомендуем проверить у продавца наличие и подлинность представленных документов на приобретаемый Вами автомобиль, а также юридическую чистоту данного авто. Проверить ТС на наличие обременений в виде залоговых обязательств, можно в Реестре залогового имущества на сайте www.reestr-zalogov.ru, в Реестре залоговых авто на сайте vin.auto.ru., а на сайте ГИБДД www.gibdd.ru/check/auto, можно получить информацию о запрете регистрационных действий, если ТС в розыске, угоне, либо на него наложен арест по суду.

Договор купли-продажи автомобиля составляется в трех экземплярах, один экземпляр остаётся у покупателя, второй – у продавца, а третий передается в отделение ГИБДД.

В договоре рекомендуем дополнительно указать:

- состояние автомобиля, например «ТС в авариях не участвовало, элементы кузова не перекрашивались»;

- комплектацию ТС (базовая, средняя, полная);

- пробег на момент приобретения;

- перечень передаваемых документов;

- информацию о наличие обременений в виде залоговых обязательств и о запрете регистрационных действий.

Бывает, что в момент покупки подержанного автомобиля, возникают ситуации, когда продавец-консультант ещё до подписания договора купли-продажи ТС требует внести аванс, а потом по каким-то причинам срывает сделку, в результате покупатель останется и без автомобиля, и без внесённого аванса. Поэтому вносить аванс необходимо только с оформлением расписки с обязательным указанием персональных данных продавца и покупателя. Расписка должна быть передана покупателю сразу же после внесения им аванса.

Безусловно, самым ответственным моментом в продаже автомобиля является передача ключей и денег. Чтобы защитить себя от возможных имущественных споров, необходимо правильно составить расписку о передаче ТС (в двух экземплярах), в которой нужно указать: паспортные данные обеих сторон, стоимость автомобиля, факт передачи денег за ТС, перечень документов подлежащих передаче, количество запасных ключей и брелоков сигнализации, после чего заверить расписку подписями участвующих лиц.

 

Практика консультационного пункта

В Консультационный пункт в начале 2019 года обратилась гражданка М., которая приобрела в автосалоне в г. Верхняя Пышма бывший в употреблении автомобиль Range Rover. В этот же день по пути в г. Нижний Тагил сломалась автоматическая коробка передач автомобиля. Гражданка М. неоднократно обращалась в автосалон с требованием расторгнуть договор купли-продажи и вернуть оплаченные за автомобиль денежные средства, но каждый раз ей отказывали. После обращения в Консультационный пункт нашими специалистами была подготовлена претензия, а впоследствии была проведена экспертиза автомобиля с участием автосалона. Заключением эксперта заявленные потребителем недостатки автомобиля были подтверждены. В результате автосалон в претензионном (досудебном) порядке полностью удовлетворил требования потребителя по претензии.

Осенью 2019 года в Консультационный пункт обратился гражданин О., который в момент приобретения автомобиля, также дополнительно приобрел страховой полис «Страхование жизни и здоровья». Согласно Указанию Банка РФ № 3854-У, потребитель имеет право отказаться от договора страхования в период охлаждения (14 дней с момента заключения договора) и требовать возврата страховой премии в полном объеме. После изучения документов специалисты Консультационного пункта подготовили в период охлаждения заявление в страховую компанию о расторжении договора страхования. Данную претензию страховая компания проигнорировала, поэтому гражданин О. с нашей помощью был вынужден обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд. В результате судебного разбирательства суд вынес решение в пользу гражданина О., кроме того суд взыскал со страховой компании в пользу потребителя штраф и моральный вред.

В конце 2019 года в Консультационный пункт обратился гражданин С., которому в автосалоне были навязаны дополнительные платные услуги, а именно: сертификат «Помощь на догах» и сертификат «Домашний юрист». Согласно ст. 32 Закона о защите прав потребителей и ст. 782 Гражданского кодекса РФ потребитель имеет право отказаться от услуг в любое время при условии оплаты исполнителю понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору. Специалистами Консультационного пункта были составлены заявления об отказе от дополнительных услуг, которые потребитель направил исполнителям данных услуг. В итоге гражданину С. по двум сертификатам были возвращены денежные средства пропорционально времени фактического предоставления услуг.

«Золотые правила» при покупке автомобиля

Подводя итог данной статьи необходимо сформулировать несколько «Золотых правил», которые помогут Вам приобрести автомобиль и не попасть при этом в неприятную для Вас ситуацию:

Правило № 1: «Никогда не подписывайте никакие документы пока их внимательно не прочитаете!» Неважно насколько обходительным и вежливым является продавец-консультант, он в первую очередь заинтересован продать Вам автомобиль с выгодой для автосалона. Запомните! Покупатель, который подписал документы не читая их, не освобождается от гражданско-правовой ответственности.

Правило № 2: «Доверяй не людям, доверяй документам!» Все «выгодные» для покупателя условия никак не зафиксированные в договоре, являются пустыми обещаниями продавца, которые никто не будет исполнять.

Правило № 3: «Если на Вас оказывают какое-либо психологическое давление, откажитесь от покупки». Покупая автомобиль, Вы можете диктовать свои условия продавцу, поэтому не позволяйте ему перехватить инициативу и навязать Вам дополнительные платные и зачастую абсолютно не нужные услуги.   

Правило № 4: «Бесплатный сыр только в мышеловке». Помните! Ни один продавец не будет работать себе в убыток, поэтому если Вам предлагают приобрести автомобиль с ценой значительно ниже рыночной, значить Вас обязательно обманут при покупке такого автомобиля.

Правило № 5: «Один в поле не воин». Приобретая автомобиль желательно взять с собой одного или нескольких человек. Знайте, обмануть одного человека значительно проще, чем группу людей.

Правило № 6: «Доверяй, но проверяй». При выборе нового и бывшего в употреблении автомобиля рекомендуем воспользоваться услугами «Эксперта», который проверит автомобиль на предмет участия в ДТП, наличие проблем двигателя и подвески. Таким образом, вы сможете избежать незапланированных денежных затрат.

 

В заключении хотелось бы отметить, что в момент купли-продажи ТС необходимо быть максимально внимательными ко всем формальностям, ведь автомобиль - это движимое имущество, сделки с которым, должны быть оформлены в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

При возникновении дополнительных вопросов, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей, путем предоставления бесплатной консультации помогут Вам разобраться в спорной ситуации, а также окажут услуги по составлению различных юридических документов (требований, претензий, исковых заявлений и т.д.).

Адрес и график работы консультационных пунктов:

г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)

г. Верхняя Салда, ул. Энгельса, дом 46 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)

г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)