Осторожно, двери закрываются!

Роспотребнадзор 20.11.2019

 

Работа, школа, понедельник, трамвай, начальник, ежедневник, среда, отчет, экзамен в школе, детсад, пятерка по учебе, бутик, покупка, выпускной, друзья, театр, выходной, командировка, аэропорт, вечер, магазин, такси домой, будильник, утро, самолет. Ежедневно в мире день встречают миллионы людей, мы собираемся в школу, институт и на работу, в будни или в субботу, за нами всегда остается выбор куда и как строить свой маршрут. Пользуясь услугами общественного транспорта, мы редко задумываемся об обратной стороне медали, думая об очередных делах, но вот водитель жмет по тормозам, и происходящее уже скорее напоминает кино, чем реальность, «Поскользнулся –упал. Очнулся-гипс».

Почти ежечасно мы совершаем различные поездки по городу и за его пределами, всегда ли мы обращаем внимание на информацию, расположенную внутри автобуса, или трамвая, летим ли мы самолетом, или сегодня мы решили прокатиться на троллейбусе? Перевозчик обязан качественно выполнять услуги, удовлетворяющие спрос населения на передвижение и гарантировать при этом безопасность пассажиров.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей, потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Для осуществления деятельности по перевозкам пассажиров, перевозчику необходимо получить лицензию на указанный вид деятельности. Перевозчиком может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В соответствии с ч. 1 ст.12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

- п. 20, деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

- п. 22, деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- п. 24, деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами;

- п. 25, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров.

Кроме того, независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована. За несоблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров статьей 11.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Наряду со страховкой ОСАГО, которая должна быть оформлена на все транспортные средства, в России существует и еще одна дополнительная страховка, связанная с транспортом. Речь идет об ОСГОП - обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика. Страхование ответственности перевозчика регламентируется ФЗ № 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Стоит отметить, что данный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси.

Договор на оказание услуг перевозки является публичным договором, цена услуги, а также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Кроме того, перевозчик обязан доставить пассажира, багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Перевозчик обязан в наглядной и доступной форме довести до потребителей необходимую информацию об оказываемых услугах на русском языке, в том числе: наименование, адрес (номер телефона) перевозчика, а также наименование, адрес и контактные телефоны страховой компании.

При наступлении страхового случая выгодоприобретатель (пассажир), должен подать в страховую компанию письменное заявление о выплате страхового возмещения по форме, установленной Банком России, документы, исчерпывающий перечень которых также определяется Банком России, которые должны содержать, в частности, сведения о потерпевшем, характере и степени повреждения здоровья потерпевшего, документ о произошедшем событии (дата, место наступления, вид транспорта, наименование перевозчика, иная информация о событии).

Страховщик не вправе требовать от выгодоприобретателя (пассажира) предоставления других документов. При этом Страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю страховое возмещение или направить ему мотивированный отказ в течение тридцати календарных дней со дня получения страховщиком всех документов. Страховые суммы устанавливаются для каждого страхового случая и не могут изменяться в период действия договора обязательного страхования.

Срок действия договора обязательного страхования не может быть менее года. При перевозках на внутреннем водном транспорте срок действия договора обязательного страхования может быть менее года, но не может быть менее периода навигации.

Размер выплат по страховке ОСГОП.

В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Таким образом, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний, каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены. Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.

Страхование является формой защиты от риска, суть которого сводится к тому, что в случае причинения пассажиру ущерба жизни, здоровью или имуществу, то этот ущерб должна возместить страховая компания по ОСГОП.

Дополнительную бесплатную консультацию, а также помощь в составлении юридических документов (претензий, исковых заявлений и др.) потребитель может получить в Консультационном пункте.

Адрес и график работы Консультационного пункта:

- г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (понедельник – пятница с 8-00 часов до 17-00 часов, перерыв с 12-00 часов до 13-00 часов).

- г. Верхняя Салда: ул. Энгельса, 46, каб. 19 (Вторник с 09-30 часов до 14-00 часов).

- г. Невьянск: ул. Мартьянова, 29, каб. 13 (Пятница с 09-30 часов до 13-00 часов).