Защита прав потребителей при оказании услуг электроснабжения ненадлежащего качества («скачки» напряжения в сети)

Роспотребнадзор 13.06.2019

 

При возникновении подобных ситуаций рекомендуем следующее:

Алгоритм действий потребителя, если «сгорела» бытовая техника:

  1. Сообщить о случившемся в аварийно-диспетчерскую службу;
  2. Написать заявления в управляющую компанию и в ресурсоснабжающую организацию с запросом заключения о причинах перепада напряжения;
  3. При возникновении ущерба имуществу, получить заключение (акт, заказ-наряд), документ об оплате за проведение ремонта имущества (бытовой техники);
  4. Обратиться с претензией к причинителю вреда имуществу для возмещения убытков;
  5. При отказе о добровольном возмещении убытков, обратиться в суд.

 

  1. Обращение в аварийную службу.

Сам факт «скачка» напряжения обязательно должен быть за­фиксирован в акте о происшед­шей перемене напряжения с ука­занием даты и точного времени соответствующей службой. Поэтому важно сразу вызвать  аварийную  или дежурную бригаду.

При этом сообщается Ф.И.О., точный адрес, а также вид предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Сообщение о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.

В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется Акт проверки (п.104-109 Постановления № 354).

 

2.    Обращение в энергоснабжающую организацию и организацию, обслуживающую общую домовую собственность жильцов многоквартирного дома.

Виновным  лицом  может быть:

- энергоснабжающая организация: если причиной выхода из строя бытовой техники послужило «плохое качество» подаваемой энергии;

- организация, обслуживающая общее имущество жилого многоквартирного дома: если причиной ущерба являются поломки в электрических сетях, проходящих от границы ответственности с энергоснабжающей организацией до квартиры (жилого дома) пострадавшего, либо включая внутриквартирную сеть, если пострадавший собственником не является;

- третье лицо (подрядчик работ, соседи): если их действия привели к сбою в электрической сети дома.

Необходимо письменно обратиться в энергоснабжающую организацию и организацию, обслуживающую общую собственность жильцов многоквартирного дома (в случае, если потерпевший является собственником частного дома, достаточно будет обратиться в энергоснабжающую  организацию), которые  дадут  свои заключения  о  том, кто  виноват  в  случившемся.

Подобные заявления граждана подлежат обязательной регистрации и рассмотрению. Как правило, указанные организации осуществляют обследование (осмотр) места происшествия с оформлением соответствующего акта. О полученных в результате осмотра выводах обратившееся лицо должно быть уведомлено в срок не позднее 30 календарных  дней  с момента обращения.

Кроме того, рекомендуем заручиться поддержкой соседей при необходимости присутствия в суде.

 

3.      Подтверждение убытков, причиненных имуществу потребителя.

Для этого необходимы документы (заключение, акт, заказ-наряд или иной документ) сервисного центра о том, что ваша бытовая техника вышла из строя по причине «скачка» напряжения. Также необходим будет документ, подтверждающий оплату за ремонт «сгоревшей» бытовой техники. Если изделия не подлежат ремонту, то необходимо обратиться к услугам оценщиков. Они посчитают сумму ущерба исходя из стоимости «утраченной» техники с учетом износа. Стоимость этой услуги необходимо впоследствии включить в исковое заявление.

 

4.      Обратиться с письменной претензией к причинителю вреда о возмещении убытков, понесенных вследствие предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества. Срок удовлетворения 10 дней (ст.22 Закона «О защите прав потребителей»).

Причем, как следует из Определения Судебной коллегии ВС РФ от 20.09.2012 № 26-КГ16-12 бремя доказывания непричастности энергоснабжающей организации к причиненному имуществу потребителя электроэнергии ущербу возлагается на самого поставщика электроэнергии.

 

5.      В случае отказа – обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков, неустойки, расходов, морального вреда и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в досудебном порядке.

 

Судебная практика:

- когда виновником является ресурсоснабжающая организация (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.09.2016 № 26-КГ16-12; Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 36-КГ17-1; судебное решение мирового судьи судебного участка № 2 Первоуральского судебного района от 01.12.2016г. (ответчик – ПАО «Облкоммунэнерго», апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения); судебное решение Первоуральского городского суда от 03.10.2017 по делу № 2-2141/2017);

- когда виновником является организация, обслуживающая общее имущество жильцов многоквартирного дома (Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам верховного суда Республики Адыгея от 24.12.2013 по делу № 33-1456; Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 09.12.2015 по делу № 33-14117/2015; решение Канского городского суда (Краснодарский край) от 23.05.2017г. по делу № 2-946/2017);

- когда виновником является третье лицо: судебное решение Ревдинского городского суда от 05.02.2018г. (подрядчик при проведении капитального ремонта многоквартирного дома – ООО «Термо Техника»)

 

 

 

Позиция ВС РФ
Реквизиты решения: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2016 г. № 26-КГ16-12.
Требования заявителя: Отменить апелляционной определение, согласно которому суд отказался признать, что имущество потребителя электроэнергии пришло в негодность по причине перепада напряжения в сети, а потребовал от истца представить доказательства о наличии причинно-следственной связи между возникшими последствиями и действиями поставщика по поставке электроэнергии.
Суд решил: Энергоснабжающая организация должна доказывать, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в связи с перепадом напряжения в электрической сети, а вследствие иных причин.

Основная нормативная база:

Гражданский кодекс (ст.309, ч.1 ст.539, ч.1 ст.547, 1064, 1095);

Федеральный закон РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (п.1 ст.38);

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (п.49,51,104-109);

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2033 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (п.5.6.);

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.03.2018) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (п.7);

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст.4, п.1 ст.7, п.1,5 ст.14);

Федеральный закон РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ст.10).