Основные права потребителей при покупке и использовании смарт-устройств
В преддверии всемирного дня прав потребителей, который в 2019 году проходит под девизом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства», специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей разъясняют основные права потребителей при покупке и использовании смарт-устройств.
В настоящее время нет законодательного определения понятия «смарт-устройство». В целом же смарт-устройство можно определить, как электронное устройство, имеющее возможность подключения к другим устройствам и сетям передачи данных через беспроводные способы доступа, такие как Bluetooth, NFC, Wi-Fi, 3G и т.д. Смарт-устройства могут работать в интерактивном режиме, автономно и применяться в различных сферах жизни. К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что они являются технически сложными товарами, как правило, имеют сенсорный экран, выполняют две и более функции. Обязательно имеют функции подключения к Интернету, непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении и могут применяться в различных сферах повседневной жизни.
Специального законодательства, регулирующего права потребителя при продаже и использовании смарт-устройств не имеется. Так как данные устройства относятся к технически сложным товарам, то будут применяться нормы и особенности защиты прав потребителей при продаже именно таких товаров. Особенности продажи смарт-устройств установлены разделом 4 Правил продажи отдельных видов товаров, а основные права потребителей при покупке смарт-устройств установлены в Законе РФ «О защите прав потребителей».
При заключении договора купли продажи смарт-устройств, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, продавце, реализуемых им товарах, а также право на безопасный и качественный товар. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей на русском языке. Также продавец должен предоставлять потребителю понятную и доступную информацию, поскольку не всегда потребитель обладает специальными техническими познаниями о функциях смарт-устройств, показателях их работы.
Потребитель имеет право на то, чтобы смарт-устройства при обычных условиях их использования, хранения, транспортировки и утилизации были безопасны для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняли вред его имуществу. Также потребитель имеет право на приобретение качественных смарт-устройств, чтобы они соответствовали: - обязательным требованиям (например, Технический регламент ТС "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011); - условиям договора (например, характеристики сети передачи-данных - 3G, 4 G, качество видеокамеры, если она установлена в устройстве и другие); - обычно предъявляемым требованиям и пригодности для целей, для которых товар обычно используется (например, фитнес-браслет с отслеживанием ритмов сердцебиения); - целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем (например, браслет для занятия плаваньем); - образцу (описанию) при продаже товара по образцу (описанию).
Существуют основные нормы, регулирующие ответственность за нарушение прав потребителей при продаже смарт-устройств: - в случае непредоставления потребителю информации о товаре при заключении договора у потребителя возникает право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения иных убытков, в том числе убытков, причиненных жизни, здоровью или имуществ потребителя; - в случае нарушения прав на безопасность товара потребитель вправе требовать полного возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара; - в случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель вправе заявить требования, установленные ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». При этом, так как смарт-устройства являются технически сложными товарами, то требование о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств, а также о замене товара на другой товар в связи с выявленными недостатками могут быть заявлены потребителем по истечение 15 дней со дня передачи товара только в установленных законом случаях, а именно: - обнаружение существенного недостатка товара; - нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара; - невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Важным вопросом является возможность возврата смарт-устройства надлежащего качества (то есть, не имеющего недостатки), но не подошедшего потребителю по каким-либо характеристикам. В этих ситуациях нужно помнить, что смарт-устройства входят в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату и обмену на аналогичный товар. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (п. 11 Перечня). Исключением из правила о невозможности обмена или возврата смарт-устройства надлежащего качества является покупка такого товара дистанционным способом (то есть через сеть Интернет). В данном случае будет применяться п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом. В соответствии с данным пунктом покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
Поскольку все смарт-устройства имеют доступ к сети передачи данных и являются устройствами связи, поэтому подтверждение соответствия таких устройств требованиям законодательства оформляется путем получения декларации о соответствии. Отдельные требования установлены к зарядным устройствам или аккумуляторам, входящим в состав смарт-устройства. Нужно помнить, что смарт-устройство, надлежащим образом прошедшее проверку его соответствия установленным требованиям, должно иметь документ о таком подтверждении (декларация или сертификат), кроме того, на данное устройство или прилагаемые к нему документы должен быть нанесен единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Для того, чтобы смарт-устройство работало надлежащим образом, необходимо его подключение к сети передачи данных. В связи с чем потребитель должен заключить договор об оказании услуг связи. Доступ к передачи данных может быть осуществлен через сим-карту либо иными способами (например, подключение по сети WI-FI). Договор может быть заключен на постоянной основе, а также путем разового доступа к сети (например, в интернет-кафе, по общедоступным каналам сети WI-FI и другое). В связи с чем, в процессе использования смарт-устройства, потребитель имеет право на качественные услуги связи.
Поскольку смарт-устройства используют различные приложения, при установке которых запрашивается согласие потребителя на использование его данных, рекомендуется внимательно ознакомиться с правилами, которые размещают для ознакомления производители приложений. Нужно помнить, что при использовании смарт-устройств они могут собирать информацию о персональных данных пользователя, иную конфиденциальную информацию, а также сведения об увлечениях, интересах потребителя.
Таким образом, главным трендом роста потребительского рынка в последнее время становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом. По мере того, как все больше людей подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства вскоре станут повседневной реальностью для потребителей во всем мире, что ознаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с умной электроникой, носимыми гаджетами и продвинутыми услугами.
За последние три года Консультационным пунктом было оказано 730 консультаций по вопросам нарушения прав потребителей при продаже смарт-устройств. Впоследствии, специалистами Консультационного пункта, была подготовлена 21 претензия (14 из которых были в пользу потребителей, по 7 претензиям - отказано в удовлетворении требований), также было составлено 4 исковых заявления, решения по которым все были в пользу потребителей.
При возникновении вопросов, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей оказывают гражданам консультации, а также услуги по составлению различных юридических документов (требований, претензий, исковых заявлений и т.д.).
Адреса и график работы Консультационных пунктов:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Энгельса, дом 46 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.).