Когда еще не все потеряно
В Консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» участились обращения потребителей, которые просили разъяснить их права в случае выявления в товаре недостатков за пределами гарантийного срока. В силу того, что подавляющее большинство потребителей юридически не подкованы в данном вопросе, они не знают своих прав и как следствие не могут их самостоятельно защитить. Многие люди считают, что если гарантия закончилась, то и правоотношения между потребителем и продавцом (изготовителем) также прекратили свое существование. Более того, продавцы настаивают на том, что по истечении гарантии потребитель должен самостоятельно и за свой счет ремонтировать товар с недостатками. Но на самом деле, не стоит отчаиваться, так как есть разрешение непростой на первый взгляд ситуации. Цель данной статьи разъяснить права и обязанности потребителей, а также порядок действий в случае обнаружения в товаре недостатков после истечения гарантийного срока.
Правовое регулирование договора купли-продажи осуществляется, прежде всего нормами Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон), правилами продажи отдельных видов товаров утвержденные Постановлением Правительства № 55 (далее - Правила).
Многие потребители путают гарантийный срок и срок службы товара длительного пользования, а также не знают, что относится к недостаткам товара, поэтому чтобы внести некоторую ясность, необходимо привести определения указанных терминов.
Недостаток товара - это несоответствие товара обязательным требованиям закона или условиям договора (при их отсутствии обычно предъявляемым требованиям), или целям приобретения, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
При этом под существенным недостатком понимают следующее – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (значительно превышающий цену товара) или затрат времени (более 45 дней), или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя относительно недостатков товара (п.6 ст. 5 Закона).
А срок службы – это период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать возможность использования товара по назначению, нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (п. 1 ст. 5 Закона).
Когда мы разобрались с терминами, необходимо понять, какие требования может заявить потребитель, в случае выявления в товаре недостатка.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона и п. 27 Правил, при обнаружении недостатков в товаре, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
- замены на аналогичный товар;
- замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующем перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительно безмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их устранение;
- расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.
По мнению большинства покупателей после истечения гарантии потребитель уже не имеет право предъявлять какие-либо требования продавцу и уж тем более к изготовителю. Верно ли это мнение? Для начала обратимся к действующему законодательству и узнаем, что же сказано в Законе «О защите прав потребителей»
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу или изготовителю требования, предусмотренные статьей 18 Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п.5 ст. 19 Закона и п. 30 Правил).
Из этого, можно сделать вывод, что законодатель предусматривает защиту потребителя и за пределами действия гарантийного срока. Но при этом, он возложил на потребителя обязанность доказывания наличия в товаре недостатка. Как один из вариантов, потребитель может для выявления и фиксации в товаре недостатков обратиться в экспертную организацию, но при этом желательно заблаговременно уведомить продавца (изготовителя) о времени и месте проведения экспертизы. Это необходимо для того, чтобы продавец (изготовитель) мог принять участие и задавать вопросы в ходе проведения экспертизы. В дальнейшем, если гражданско-правовой спор будет рассматриваться в суде, продавец(изготовитель) уже не сможет ссылаться на недостоверность проведенной экспертизы, если он был своевременно уведомлен, но не участвовал в ней по неуважительной причине.
Но что же делать, если недостаток товара проявился по истечении двух лет с момента покупки, к кому же предъявлять претензии? На этот вопрос законодатель предусмотрел (согласно п.6 ст. 19 Закона), что в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли не по вине потребителя.
Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.
Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
В том случае, если Ваше законное требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, Вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя. Кроме того, Вы праве заявить иные требования, предусмотренные законодательством, а именно: о взыскании неустойки, возмещении убытков, компенсации причиненного морального вреда, а также штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.
Подводя итог данной статьи, можно сделать вывод, что истечение гарантийного срока на товар не является окончанием правоотношений между потребителем и продавцом (изготовителем), однако закон возлагает на потребителя обязанность доказывания причин возникновения недостатков в гражданско-правовом споре. Обычному потребителю не так-то легко самостоятельно разобраться в данной ситуации, поэтому если у Вас остались вопросы, а также в случае нарушений Ваших прав Вы можете получить дополнительную бесплатную консультацию, а также помощь в составлении юридических документов (претензий, исковых заявлений и др.) в наших Консультационных пунктах, по следующим адресам:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (режим работы: понедельник – пятница с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Энгельса, дом 46 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)