Ипотека для человека
Ежедневно мы, как потребители совершаем множество покупок, кроме того мы являемся еще и получателями различных услуг, большая часть из которых является финансовыми. В связи с участившимися обращениями потребителей об оказании финансовых услуг с нарушениями, в 2018 году законодателем было принято решение о введение финансового уполномоченного в участие между потребителями и финансовыми организациями, работой которого будет решение споров по финансовым услугам, позволяя избежать обращения в суд.
Система работы финансового уполномоченного вводилась поэтапно с 2019 по 2021 годы.
По завершению всех изменений, законодатель выделил следующие организации для рассмотрения споров с которыми необходимо обязательное обращением к финансовому уполномоченному: страховые организации, в том числе все виды личного и имущественного страхования (кроме споров ОМС), все микрофинансовые организации, все кредитные организации, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы.
Важным и не последним по значимости является наличие у потребителя ответа от финансовой организации (или любое подтверждение обращения в финансовую организацию) до того, как направить заявление к финансовому уполномоченному.
В Консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» за юридической помощью обратились потребители, которые весной 2021 года заключили с банком, договор потребительского кредита с целью приобретения жилья в ипотеку. Основным условием сохранения постоянной процентной ставки по договору, было заключение и ежегодное продление потребителями договоров страхования, с чем потребители были согласны.
По прошествии года, банком были принято решение о повышении процентной ставки по ипотеке, не смотря на соблюдение потребителями условий договора, а именно продление договоров страхования. При этом, для снижения процентной ставки банк «рекомендовал» перезаключить договоры страхования с конкретной страховой организацией.
Специалистом Консультационного пункта были даны разъяснения прав потребителя, относительно нарушения банком положений Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Закон запрещает исполнителю услуг, а в нашем случае банку ущемлять права потребителя, в части, приобретения одних услуг обязательным приобретением иных услуг, в том числе обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом. Данное ущемление прав потребителей относиться к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя (ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Таким образом, учитывая, что потребителями были исполнены все условия договора по ипотеке и заключены договоры страхования, с последующим их продлением, банк не должен был поднимать процентную ставку, на основании чего специалистом Консультационного пункта был проведен правовой анализ договора как между банком и потребителями, так и договоров со страховыми организациями, и как результат подготовлена претензия. Однако банком было отказано потребителям.
Следующим этапом действия потребителей, станет обращение к финансовому уполномоченному. Для потребителей сейчас это новый термин, его сложно понять, поскольку наши потребители не привыкли сталкиваться с такого рода спорами, как правило потребители испытывают стресс, понимая, что им проходиться обращаться в суд за защитой своих же прав, а тут получается еще и финансовый уполномоченный, который находится в Москве, от того потребителям еще сложнее принять новые изменения. Важно понимать, что на сегодняшний день финансовый уполномоченный выполняет определенную функцию по защите нарушеных прав потребителей именно финансовых услуг, и это во многом упрощает весь процесс. Один из плюсов, это затраченное время, поскольку сегодня потребитель свое время экономит, он фактически лишен того стресса, который мог бы испытывать раньше при встрече в суде со своим обидчиком.
Бесспорно, все новое кажется страшным и сложным, но это только на первых парах, во многом финансовый уполномоченный упрощает процедуру востановления нарушеных прав потребителей финансовых услуг, а кроме того еще является и независимым в своих решениях (ст. 2 ФЗ № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»).
Безусловно нюансов много, но их не стоит бояться, избегая обращений к финансовому уполномоченному, откладывая отстаивание своих прав, в случаях, когда они нарушаются, ведь Закон один и он одинаков для всех!
При возникновении вопросов, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей оказывают гражданам бесплатные консультации по следующим телефонам: 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.
Также информацию о работе и услугах консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/ https://tagil.med-jur-help.ru/, https://кц66.рф и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley
Адрес и график работы Консультационного пункта:
- г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (понедельник – пятница с 8-00 часов до 17-00 часов, перерыв с 12-00 часов до 13-00 часов).
- г. Верхняя Салда: ул. Карла Маркса, дом 95/1 (Вторник с 09-30 часов до 14-00 часов).
- г. Невьянск: ул. Мартьянова, 29, каб. 13 (Пятница с 09-30 часов до 13-00 часов).