Памятка грамотного потребителя
В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель с просьбой разъяснить его права в следующей ситуации:
Потребитель заказал строительные материалы и оплатил их стоимость в полном объеме, после чего ему был выдан товарный чек с указанием наименования, количества и стоимости товара. Устно продавец сообщил, что все заказанные и оплаченные материалы доставят потребителю в течение двух недель. Однако по прошествии двух недель строительные материалы так и не были доставлены. Потребитель неоднократно обращалась к продавцу и в устной форме требовал передать товар, однако на свои требования слышал только обещания.
По данной ситуации специалисты консультационного пункта разъясняют следующее.
В соответствии со ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке его передачи потребителю. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю, в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
Учитывая вышеизложенное следует, что потребитель вправе заявить указанные требования, в случае нарушения срока передачи предварительно оплаченного товара. Вместе с тем, из анализа озвученной потребителем ситуации и представленных документов усматривается, что товарный чек не содержит конкретный срок передачи товара, в связи с чем, без каких-либо иных доказательств, будет преждевременным ставить вопрос о нарушении срока и как следствие, о возможности заявить предусмотренные законодательством требования.
Таким образом, в сложившейся ситуации, потребителю в первую очередь необходимо обратиться к продавцу с письменным требованием об исполнении обязательств по договору купли-продажи, то есть о передаче товара в установленный потребителем срок.
Согласно ст. 314 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Таким образом, заявленное потребителем требование о передаче товара, должно быть исполнено продавцом в течение 7 дней. В случае нарушения указанного срока, у потребителя возникает право на возврат денежных средств.
Обращаем внимание, что претензию (требование) лучше оформлять в письменной форме, в количестве двух экземпляров, один из которых вручается продавцу, а на втором экземпляре закрепляется факт вручения претензии (это может быть дата и подпись продавца). Если продавец уклоняется от приема претензии, тогда ее необходимо направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
При возникновении вопросов, специалисты консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей предоставят гражданам бесплатные юридические консультации, а также окажут услуги по составлению различных юридических документов (требований, претензий, исковых заявлений и т.д.).
Адреса консультационных пунктов:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, каб. 1, 2 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)
г. Нижний Тагил, ул. Окунева, д. 22, каб. 208 (режим работы: каждый понедельник и четверг с 09 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, дом 95 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
Также информацию о работе и услугах консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/, https://кц66.рф, https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley, Инстаграм - https://instagram.com/zppnt.