Обмен (возврат) обуви с маркировкой

Роспотребнадзор 02.02.2022

В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель с просьбой разъяснить, правомерно ли продавец отказал ему обменять в течении 14 дней обувь, которая не подошла по размеру, сославшись на то, что поскольку на обувь нанесена маркировка и после ее продажи она была выведена из оборота, обмену и возврату данный товар не подлежит. По данному вопросу, специалисты консультационного пункта поясняют следующее.

Отношения между продавцом и потребителем, которому продан непродовольственный товар надлежащего качества, регулируется статьей 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1), а также перечнем непродовольственных товаров, надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463.

Согласно статье 25 Закон № 2300-1:

- Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Перечень оснований, по которым потребитель может потребовать обмена товара надлежащего качества, является исчерпывающим и закрытым, а именно, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Другие причины не могут служить основанием для удовлетворения требования потребителя об обмене товара надлежащего качества. То есть нельзя сказать, что товар разонравился, стал ненужным или потребитель передумал, а нужно четко указать критерий, по которому данный товар не подошел и высказать конкретное пожелание к аналогичному товару для обмена. Требование об обмене может быть предъявлено только продавцу, у которого приобретен товар, ни изготовитель, ни импортер, ни уполномоченные представители такое требование удовлетворять не обязаны и при этом следует помнить, что обменять можно только непродовольственный товар и товар, не обладающий индивидуально-определенными свойства (то есть товар, изготовленный по индивидуальному заказу потребителя).

- Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Четырнадцатидневный срок, не может быть приостановлен или продлен, на его течение не влияют обстоятельства, связанные с невозможностью использовать товар, а именно, если по каким-то причинам потребитель не смог воспользоваться данным правом (больничный, командировка, семейные, личные и иные обстоятельства и т.п.), то продавец вправе отказать в удовлетворении требования.

- Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

Товар, возвращаемый продавцу, должен быть в том же состоянии, в котором он передавался потребителю. Однако закон в данном случае не уточняет, необходимо ли сохранять упаковку товара, но в данном случае это следует понимать, как часть товарного вида, поэтому сохранять ее обязательно. А если на товаре есть следы эксплуатации, повреждена упаковка, сорваны фабричные ярлыки, или другим образом нарушен товарный вид, то в удовлетворении требования может быть отказано.

- Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Продавец не может ограничить право потребителя на обмен товара надлежащего качества, вследствие утраты им документов, подтверждающих факт покупки.  Но бремя доказывания факта совершения покупки данного товара у конкретного продавца, ложится в этом случае на потребителя и таким доказательством могут служить достоверные свидетельские показания.

- Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в статье 25 Закона № 2300-1, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463.

Данный перечень товаров является исчерпывающим и не может быть расширен продавцом по своему усмотрению.

- В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

Данное право появляется у потребителя, если аналогичного товара нет в магазине в наличие на момент предъявления требования об обмене или когда никакой из аналогичных товаров не удовлетворяет требованиям потребителя. Однако предъявить требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы потребитель может только в случае, если им первоначально было заявлено требование об обмене, которое не было удовлетворено продавцом по указанным в законе причинам. В том случае, если потребитель сразу заявляет требование о возврате денежных средств, такое требование не подлежит удовлетворению, поскольку не соответствует закону.

- По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Данной возможностью стоит воспользоваться, если именно данный товар необходим потребителю или нет возможности приобрести его у другого продавца, однако закон не предусматривает ответственности продавца за неисполнение обязанности уведомить потребителя о поступлении аналогичного товара в продажу.

Помимо вышеизложенного, отвечая на вопрос потребителя, хотелось бы отметить, что с 01.09.2020 реализация на территории РФ обуви возможна только при наличии у неё маркировки. Маркировке подлежит вся обувь, независимо от ее фасона, размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых она изготовлена. Возможность обменять или вернуть такой непродовольственный товар, как обувь, закреплена в Законе «О защите прав потребителей». По правилам маркировки, пара обуви, которую приобрел потребитель, должна быть выведена из оборота. Соответственно, при возврате товара обратно в магазин, продавец эту пару обуви в оборот также возвращает. При этом возврат и обмен осуществляются при оформлении соответствующих отчетных документов. Обмен маркированной обуви проводится продавцом в два этапа: сначала оформляется возврат купленного товара, а потом – продажа нового. Эти этапы нельзя игнорировать даже в том случае, если потребитель хочет просто обменять пару на такую же, но другого размера. Для осуществления обмена, потраченная в первый раз сумма может быть «перезачтена» в счет новой пары. То есть, потребителю не возвращается денежная сумма – она сразу пойдет на оплату новой пары (с доплатой, если выбранная во второй раз обувь дороже, с возвратом части средств, если она дешевле). Таким образом, продавец неправомерно отказал потребителю в обмене не подошедшей пары обуви.

 

При возникновении вопросов, специалисты консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей предоставят гражданам бесплатные юридические консультации, а также окажут услуги по составлению различных юридических документов (требований, претензий, исковых заявлений и т.д.).

Адреса консультационных пунктов:

г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, каб. 1, 2 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)

г. Нижний Тагил, ул. Окунева, д. 22, каб. 208 (режим работы: каждый понедельник и четверг с 09 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)

г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, дом 95 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)

г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)

 

Также информацию о работе и услугах консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/, https://кц66.рф, https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley, Инстаграм - https://instagram.com/zppnt.