«Возврат денежных средств за смартфон»

Роспотребнадзор 12.10.2021

                                                                          

Отдел экспертиз защиты прав потребителей (Консультационный пункт)

 

«Возврат денежных средств за смартфон»

 

В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель для защиты своих прав. Суть обращения заключалась в том, что потребитель совершил покупку смартфона, в котором через неделю сначала его использования, проявился недостаток, а именно, смартфон перестал включаться. Потребитель обратился к продавцу с требованием о возврате денежных средств, но продавец деньги сразу не вернул, а отправил смартфон на проверку качества. Правомерны ли действия продавца в данной ситуации?

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Смартфон относится к технически сложным товарам (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров»). В отношении технически сложного товара, потребитель, в случае обнаружения в нем недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Согласно п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

На основании ст. 22 Закона № 2300-1, требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом в течении 10 дней со дня предъявления.

 

Таким образом, действия продавца в сложившейся ситуации правомерны, поскольку на момент обращения потребителя в консультационный пункт, установленный законом 10-дневный срок для возврата денежных средств за товар с недостатками не истек, а заявленный потребителем недостаток еще не был подтверждён, либо опровергнут продавцом.

 

За консультациями и оказанием правовой помощи при нарушении прав потребителей, можно обращаться в Консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» по телефонам 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.

Также информацию о работе и услугах Консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/, https://кц66.рф и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley, Инстаграм - https://instagram.com/zppnt.